Городской конкурс
«ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»
Номинация: «Музейная инициатива»
ПРОЕКТ
«Новые образовательные возможности
Музея музыкальной культуры и истории Центра «Радость»
Проект «Новые образовательные возможности Музея музыкальной культуры и истории Центра «Радость» предполагает развитие образовательного музея крупнейшей в Москве организации массового музыкально-эстетического дополнительного образования как постоянно действующей интерактивной площадки знакомства школьников с национальными музыкальными традициями разных стран мира.
Музей истории Центра «Радость» действует более 35 лет, музеефицируя и документируя памятные события из жизни творческих коллективов «Радости»: детских и юношеских хоровых коллективов, оркестра русских народных инструментов, фольклорных ансамблей. Последние 5 лет, по решению руководителя ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость» заслуженной артистки России Татьяны Ждановой, на базе музея проходят просветительские занятия для школьников Москвы, знакомящие их с гастрольными впечатлениями коллективов Центра «Радость» от встречи с культурными традициями разных стран, со своеобразием их национальных художественных традиций. Отдельные экспозиции в музее посвящены экспонатам из Италии, Германии, Австрии, Франции, Польши, Китая и многих других государств.
Необходимостью расширять эрудицию школьников в области мировой художественной культуры, формировать метапредметные представления о единстве музыки, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, реализовывать эффективные конвергентные технологии в области общего и дополнительного образования обусловлена актуальность настоящего проекта.
Реализация проекта позволит знакомить широкий круг детей и подростков с шедеврами классической и народной музыки разных стран, с синкретичными жанрами оперы, балета, вокально-симфонических произведений, развивать у школьников художественное воображение, музыкально-познавательные способности.
Проект «Новые образовательные возможности Музея музыкальной культуры и истории Центра «Радость», развивающий культурно-просветительское направление в деятельности музея разработан руководителем Музея музыкальной культуры и истории Центра «Радость» Ольгой Евгеньевной Афониной.
Цель проекта – развитие культурологических компетенций учащихся младшего и среднего школьного возраста, формирование их культурного и гражданского самосознания и развитие творческих интересов в области искусства через погружение в интерактивную музейную среду, богатую разнообразными артефактами, мультимедийными материалами, представляющими разные традиции отечественной и мировой музыкальной и художественной культуры.
Задачи проекта:
- сформировать понятия о художественно-исторической эпохе, стиле и направлениях в архитектуре и музыке;
- познакомить учащихся с историей европейской художественной и музыкальной культуры;
- познакомить учащихся с историей русской художественной и музыкальной культуры;
- показать учащимся связь и преемственность традиций художественной, в частности, музыкальной культуры от средних веков до наших дней;
- используя интерактивные технологии мотивировать детей на дальнейшее изучение музыкальной культуры, архитектуры различных стран мира;
- формирование у учащихся начального опыта исследовательской деятельности: сравнения, сопоставления образцов музыкальной культуры России и других стран мира, а также обобщения художественных впечатлений;
- формирование у учащихся начальных знаний и умений в области художественно-проектной деятельности;
- формирование у учащихся интереса к музейной деятельности;
- формирование представления учащихся о музее как о «живой», развивающейся, использующей современные технологии структуре.
Содержание проекта:
С 1980 года музей существовал как Музей истории Центра, в 2015 году возникло новое название. И с этого момента разрабатывается цикл интерактивных занятий в музее, направленных на ознакомление с музыкальной культурой, архитектурой различных стран. Основой музейной экспозиции являются документальные материалы и памятные награды, отражающие активную концертную и гастрольную жизнь творческих коллективов Центра. Использование музейных экспонатов сочетается с обзорами национальных музыкальных традиций. С этой целью с 2015 года в музее разрабатывается и проводится цикл интерактивных занятий, соединяющих два вида искусства – архитектуру и музыку, где учащиеся знакомятся с архитектурными особенностями католических и православных храмов и с музыкой тех стран, где они построены.
В 2017-2018 учебном году в музее разрабатывается и проводится цикл интерактивных занятий, который знакомит детей со сложной академической музыкой, которая легко усваивается благодаря сказочным сюжетам, и использованию музейных архивов и экспонатов.
Структура содержания интерактивных занятий Проекта:
Культурные традиции западно-европейских стран:
Культурные традиции на Руси от древних времен до наших дней:
Для раскрытия темы проекта представлено два интерактивных занятия: «Архитектура - музыка, застывшая в камне» и «Чарующие звуки Лукоморья». Первое занятие рассказывает об Италии, как о стране – колыбели западно-европейского искусства и раскрывает тему на примере Собора Сан Марко в Венеции. На втором занятии обсуждалось творчество А.С. Пушкина в операх М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». По окончании занятия «Чарующие звуки Лукоморья» детям было задано творческое задание – сделать поделку, передав впечатление от музыкальных произведений, из которых впоследствии возникла одноименная выставка творческих работ, были вручены дипломы и распределены призовые места.
Социальная значимость проекта выражается в том, что интерактивные занятия призваны послужить толчком к последующему более заинтересованному и эмоционально открытому восприятию учащимися культурного наследия прошлого и настоящего, формированию интереса к посещению художественных галерей, музыкальных театров, расширению кругозора и воспитанию художественного вкуса.
А также к формированию самостоятельного интереса для просмотра музыкальных спектаклей в театре, концертных залах, знакомству с картинами художников в музеях, чтению сказок и поиску информации в интернет ресурсах.
В 2017-2018 учебном году Проект расширил свои границы, и эти занятия сейчас проводятся не только в Музее Центра, но и в общеобразовательных школах для учеников начальных классов. В этом выражена социальная значимость проекта и отображены возможности практической реализации.
Творческий замысел выражен в подготовке мультимедийной презентации к каждому занятию, в творческих заданиях, которые выполняют учащиеся.
Главную идею данного проекта можно реализовать с целью расширения образовательных и воспитательных возможностей учащихся в музее любого профиля в различных учебных заведениях.