Северный административный округ

ПРОЕКТ «МУЗЕЙ В ЧЕМОДАНЕ»

программа

Проект «Музей в чемодане: страницы истории Великой Отечественной войны в документах и экспонатах» был разработан для школьников 6–14 лет.

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне в сознании новых поколений граждан России – одна из важнейших образовательных и социокультурных задач. Год от года ее актуальность только возрастает: даже у очевидцев военных событий со временем стираются из памяти тяжелые воспоминания, ветеранов с каждым годом остается все меньше, а множественность и противоречивость сведений из многочисленных информационных источников накладывает своеобразный отпечаток на историю войны, мифологизируя, отдаляя ее некогда близкий драматический опыт. Виртуализация информационного пространства, обилие компьютерных игр в жанре action, имитирующих боевые действия, в том числе, времен Второй мировой войны, трагедию военных лет в сознании детей и подростков превращает в некое подобие шоу, зрелища с увлекательным сюжетом. Реальный драматизм войны, подвижнический подвиг советского народа, связанный с лишениями, страданием, верой, мужеством и героическим преодолением трудностей, все чаще отходит на второй план. В результате современные школьники, в лучшем случае, имеют самые общие представления о Великой Отечественной войне, их поверхностные, лишенные глубины душевного сопереживания знания оказываются настолько оторваны от реальной жизни, что мало кто из ребят может рассказать о событиях того времени, оценить их масштаб и значение для сегодняшнего дня. Некоторым подвиги героев сороковых годов вовсе кажутся напрасной жертвой – выше ценностей территориальной, культурной, исторической целостности страны они ставят личное благополучие и комфорт.

Проект нацелена на пробуждение живого интереса школьников к событиям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в процессе изучения истории своих семей в годы Великой Отечественной войны, знакомства с работой военно-исторических музеев, содержанием их экспозиций и отдельными экспонатами. Вживаясь в судьбы близких людей – прадедушек и прабабушек, участников и героев войны, изучая семейные архивы и подлинные документы, культуру, быт и условия жизни военного поколения, учащиеся преодолевают порог исторической дистанции, отделяющей их от военной эпохи, включаются в совместную поисково-исследовательскую, творческую и музейную деятельность.

В основе проекта лежит интерактивная работа учащихся с архивными документами и музейными экспонатами, которые без труда могут быть принесены в учебный класс в обычной сумке или в чемодане. Формат «музея в чемодане» – яркое и эффективное направление в просветительской деятельности образовательных музеев самых разных видов. Благодаря своей мобильности, «музей в чемодане» очень удобен для ведения музейной просветительской деятельности в любых образовательных организациях, доступен всем категориям учащихся. Музейная мини-экспозиция может быть легко развернута на любой площадке, – причем с участием самих школьников, в процессе изучения и обсуждения документов и экспонатов. Архивные письма, подборки художественных текстов, фотоматериалы, документы, творческие задания, мультимедийные материалы из «чемодана» позволяют быстро создать образовательное музейное пространство, дополнением к которому служит видеоряд (с кадрами кинохроники), а также соответствующее музыкальное оформление.

Мобильная музейная экспозиция дает возможность учащимся манипулировать экспонатами: рассматривать их, ощупывать, представлять, в каких условиях и с какой целью эти предметы использовались в годы войны. Музейные предметы и архивные документы позволяют ощутить нечто незримое, но определенно «оживляющее» далекие годы и иные судьбы, помогают вообразить себя на месте человека, застигнутого войной, разлученного с родными, вынужденного на грани между жизнью и смертью учиться защищать свою Родину. Используемые в программе мультимедийные, литературно-музыкальные, художественные материалы способствуют погружению детей в атмосферу фронтовой, партизанской, тыловой жизни военного времени, пробуждают сильный эмоциональный отклик, дают опыт сострадания, сочувствия человеческим судьбам, изломанным войной, порождают чувство непримиримости к фашизму в любых его проявлениях, активизируют нравственно-гражданскую позицию школьников.

В рамках проекта учащиеся работают с музейными предметами и экспонатами из фондов Музыкально-литературно-художественного исторического музея Великой Отечественной войны «А музы не молчат!» ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость», материалами виртуальных экскурсий по военно-историческим музеям России и бывших союзных республик, знакомятся с событиями военных лет: хроникой боевых сражений на фронтах, подробностями жизни и работы в тылу, героями фронта и советского подполья, партизанского движения, обстоятельствами обороны городов, отмеченных впоследствии званием «город-герой». Красной нитью через программу проходят истории детей, школьников, волею судьбы оказавшихся в самом пекле войны или нашедших способ трудом в глубоком тылу, наравне со взрослыми, помогать фронту. Большое внимание в программе уделяется роли литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны, огромному вкладу в дело Победы, который внесла художественная интеллигенция, разделившая с бойцами фронта труд и горечь тех лет. Также учащиеся знакомятся с патриотической деятельностью Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, прежде замалчивавшимися фактами укрепления веры и религиозного сознания в народе в этот период.

Цель проектадуховно-нравственное и патриотическое воспитание современных школьников в процессе изучения событий Великой Отечественной войны, формирование комплекса начальных знаний, умений и навыков поисково-исследовательской и музейной работы, развитие у учащихся познавательных способностей и нравственных личностных качеств.

В реализации проекта задействованы методические и материально-технические ресурсы образовательной среды ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость»:

  1. экспозиция и фонды Музыкально-литературно-художественного исторического музея Великой Отечественной войны «А музы не молчат!» ГБОУ ЦТР и МЭО «Радость»;
  2. литературные и публицистические материалы, подготовленные издательством Центра «Радость» – опубликованные в музыкально-литературно-художественной юношеской газете «Радость», детско-юношеской газете «Вместе мы – сто тысяч я!», просветительских, популярных, нотных и методических изданиях.

В течение 2018-2019 учебного дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Музей в чемодане» реализовывалась сотрудниками музея базе Школы № 1159, а также на площадках ГБОУ «Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р. Поповича».