Северный административный округ

Проект «И помнит мир спасенный…»

В Центре «Радость» активно развивается направление музейной педагогики.

К числу особо значимых проблем, решаемых музейной педагогикой, относится активизация различных процессов формирования личности учащегося - развития её творческих способностей, выработки активной жизненной позиции и так далее. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании условий для активизации деятельности учащихся в музее. Поиски ведутся в области экскурсионной методики, методики проведения музейных уроков, организации самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся на базе фондов и архива музея. Привлечение ребят к музейной деятельности происходит и посредством организации проблемных, творческих лабораторий и так далее.

Трудно переоценить потенциал Музея музыкальной культуры и истории Центра в решении вопросов воспитательной деятельности учащихся, поскольку музей относится к тому уникальному типу учреждений, который позволяет осуществить следующее:

- осознание учащимися Центра «Радость» преемственности поколений;

- через знакомство с историей музыкальных традиций разных стран формирование широты и свободы восприятия окружающего мира;

- формирование социальной значимости и гордости учащегося Центра «Радость», в котором коллективы обладают высочайшим исполнительским мастерством;

- в процессе воспитательной деятельности сформировать и развить все структурные компоненты содержания патриотизма как качества личности: эмоционального, интеллектуального, деятельностного, потребностно-мотивационного, волевого;

- проводить деятельность по пропаганде здорового образа жизни.

Кроме того, музей является центром сохранения ценностных ориентиров всего коллектива учащихся образовательного учреждения и одним из центров формирования опыта социальных отношений у учащихся.

Музей музыкальной культуры и истории Центра «Радость» способствует воспитанию патриотизма, уважительному отношению к старшему поколению, знанию истории нашего Центра, страны, народа, прошлого и настоящего, всего того, с чего начинается Родина.

Программа развития музея предусматривает мероприятия:

- по пропагандеи воссозданию традиций русского народа (в частности, через интерактивные лекции-беседы «Рождение песни», «Традиционное пение на Руси» и др.);

- по работе с родителями через клуб для родителей учащихся «Песня в семье»;

- формирование потребности в общении с культурными и исторически­ми ценностями, способности бережного отношения к ним (через экспозиции «Культура и искусство народов мира», «На земле Древней Эллады» и пр.);

- по созданию и бережному отношению к традициям Центра (продолжение создания экспозиций «Творческая жизнь коллективов Центра «Радость», «Голоса дружбы»).

В фотолетописях музея музыкальной культуры и истории Центра «Радость» имеются подлинные экспонаты, раскрывающие и иллюстрирующие развитие Центра и помогающие увидеть, как рождались и развивались творческие коллективы Центра «Радость», которыесейчас являются его визитной карточкой. Все это имеет очень серьезное нравственно-воспитательное значение.

Опыт работы наших педагогов подтверждает целесообразность проведения занятий в самом музее с учетом его профиля и с использованием отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы. Экспонаты музея, используемые на занятиях, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.


УЧЕБНЫЕ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

МУЗЕЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ ЦЕНТРА «РАДОСТЬ»

п/п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Обзорные экскурсии по экспозициям:

- «Наши достижения», «Награды и подарки Концертного хора Центра «Радость», привезенные из разных стран мира»; «Творческая жизнь коллективов Центра» (будни и праздники вокально-хорового, народно-оркестрового, фольклорного отделений, Школы раннего развития «Малышок»).

В течение учебного года

Афонина О.Е.

Обзорные экскурсии по экспозиции «Победы в творчестве» (награды коллективов Центра и ее воспитанников за победы в московских, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях).

В течение учебного года

Афонина О.Е.

Обзорные экскурсии по экспозиции «Памятные даты» (значительные события российской и мировой культурной жизни: юбилейные даты, крупные фестивали, концерты).

В течение учебного года

Афонина О.Е.

Обзорные экскурсии по экспозиции «История Центра «Радость» (для учащихся, родителей и гостей Центра).

В течение учебного года

Афонина О.Е.

Интерактивные занятия на темы «Концертные залы Москвы и выступления коллективов Центра «Радость» на этих площадках»:

- «Большой зал консерватории»;

- «Концертный зал им. Чайковского»;

- «Московский международный дом музыки»;

- «Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя»;

- «Рахманиновский зал Московской консерватории».

В течение учебного года

Афонина О.Е.

Интерактивные занятия, посвященные году Театра:

- «Большой театр - Москва»;

- «Театр Ла Скала и Арена ди Верона - Италия»;

- «Венская опера»;

- «Гранд опера – Париж»;

- «Берлинская опера и Дрезденская опера – Германия»;

- «Ковент – Гарден – Лондон»;

- «Метрополитен опера – Нью-Йорк»;

- Мариинский театр – Санкт-Петербург

В течение учебного года

Афонина О.Е.

Интерактивные занятия-беседы на темы:

- «Италия – колыбель западноевропейского искусства»;

- «Загадки собора Нотр дам де Пари»;

- «Чудом сохранившийся в годы Великой Отечественной войны Кельнский собор»;

- «Великий испанский архитектор – Антонио Гауди и собор Саграда Фамилия в Барселоне»;

- «Самое маленькое, но самое значимое государство Европы - Ватикан».

В течение учебного года

Афонина О.Е.

Интерактивное занятие «Народный подвиг, рожденный национальным самосознанием в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин», проводимое в рамках Единого музейного урока, посвященного Дню народного единства.

ноябрь

Афонина О.Е.

Интерактивное занятие на тему: «Хоровая музыка С.С.Прокофьева. Кантата «Александр Невский»

Декабрь

Афонина О.Е.

«С песней мы победим». Интерактивное занятие.

Январь

Афонина О.Е.

«Маленький герой» (песни о детях-героях ВОВ). Интерактивное занятие.

Февраль

Афонина О.Е.

Интерактивное занятие «Музыка русских былин» (образы богатырей в произведениях русских композиторов как символы воплощения чувства долга перед Родиной).

Февраль

Афонина О.Е.

«Родной язык» («Нам не нужна война»). Знакомство с фрагментами оратории С. Прокофьева «На страже мира».

Март

Афонина О.Е.

«Баллада о солдате». Интерактивное занятие.

Апрель

Афонина О.Е.

Конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто…», посвященный 75-летию Великой Отечественной войны

Апрель

Афонина О.Е.

«Я люблю тебя, Россия». Интерактивное занятие.

Май

Афонина О.Е.


ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ВИТРИНЫ

МУЗЕЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ ЦЕНТРА «РАДОСТЬ»

1. Военно-патриотического профиля:

а) «Нет фашизму!» (кубки, медали, грамоты);

б) «Голоса дружбы» (коллекция колокольчиков из разных стран мира: Китай, Корея, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Франция, США и др.);

в) «У нас друзья на всей планете» (сувениры, подаренные участниками фестивалей и конкурсов – куклы, буклеты, фото).

2. Этнографического профиля:

а) «Гжель «Рождественской песни» (призы);

б) «Дымковская игрушка» - выставка работ учащихся фольклорного отделения.

3. Художественного профиля:

а) «Культура и искусство народов мира» (атласы, фотоальбомы, путеводители стран из гастрольных поездок коллективов школы);

б) «На земле Древней Эллады» (призы и сувениры, привезенные участниками из гастролей по Греции);

в) «Китайские мотивы» (призы и сувениры, привезенные участниками из гастролей по Китаю);

г) «Чудеса света» (подарки и призы из разных стран мира: Китай, Корея, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Франция, США и др.).

4. Исторического профиля:

а) «Творческая жизнь коллективов школы «Радость» (альбомы);

б) «Победы в жизни и творчестве» (призы, кубки, грамоты);

в) «С песней вокруг света» (архивные фото, призы, подарки);

г) «С Днем рождения, школа!» (подарки к юбилеям школы, сделанные руками учащихся и выпускниками школы, благодарственные письма);

д) «Знаменательные даты» (фотолетопись).