Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Северный административный округ

Психологическая готовность

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

Психологическая готовность к школе.

Семейное воспитание и образовательные программы детского сада играют ведущую роль в подготовке ребенка к школе. Психологическая подготовка к школе определяется теми требованиями, которые предъявляются современной школой к учащимся. Эти требования включают в себя: чувство ответственности ребенка за результаты своего обучения; наличие социализированного поведения; умение регулировать свою умственную деятельность; способность выстраивать позитивные взаимоотношения с педагогами и одноклассниками.

Эти умения и знания представляют собой систему, включающую в себя все вышеназванные элементы, которые у того или иного ребенка могут быть представлены в разной степени и нуждаются в дополнительном развитии.

Основные компоненты готовности ребенка к школьному обучению: сформированность мотивации к учению, интеллектуальное развитие, волевые качества, развитость визуальных восприятий и двигательных навыков.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Мотивация к школьному обучению означает сформированность у детей желаний осваивать новые знания. Многие родители уверены в том, что такая мотивация у их детей присутствует. Но здесь следует сделать некоторое уточнение. Дети могут хотеть идти в школу, но при этом не хотеть учиться. Такая мотивация может носить внеучебный характер: желание идти в школу потому, что там много детей, приятно носить новый портфель,иметь красивые школьные принадлежности и т.д.

Привлекает также новизна новых ощущений, новый социальный опыт. Но к учебе все это имеет весьма косвенное отношение. Многие дети начинают гордиться своим новым социальным статусом школьника, испытывают гордость от начавшегося процесса взросления. Уже к окончанию дошкольного возраста дети начинают понимать, что родители обязаны покупать им школьные принадлежности и чувствуют в этом факте свои новые права будущего школьника.

Новые школьные обязанности воспринимаются ребенком как показатели нового социального статуса и даже наличие некоторых новых прав, связанных с необходимостью предоставления им возможностей для полноценного выполнения школьных заданий. Постепенно дети начинают осознавать, что у них появляются и новые обязанности. Готовность выполнять эти обязанности и есть показатель приобретения позиции учащегося.

Большая роль в этом процессе принадлежит родителям, которые должны разъяснять ребенку, что значит стать более взрослым и соответственно приобретать новые обязанности, связанные со школой. Важно также рассказать о необходимости соблюдать учебный режим, получать хорошие оценки.

При этом необходимо самим родителям соблюдать ряд следующих требований:

- показать необходимость посещения классных занятий, роль хороших оценок в самоуважении и повышении собственной самооценки;

- воспитание интереса к самому процессу обучения, приобретению новых знаний;

- формирование саморегуляции и самоуправляемости своим поведением детьми не только в школе, но вне ее;

- поддерживание интереса ребенка к посещению в школе, обращая на позитивные стороны школьного обучения.

В выполнении этих требований следует избегать родительского диктата, запугиваний школьными санкциями за плохую успеваемость. Необходимо демонстрировать ребенку заинтересованность всех членов семьи в его учебе, уважение к его учебе как к важному серьезному делу.

Именно стремление ходить в школу и есть проявление готовности ребенка к школьному обучению. Для этого дети должны своевременно научиться читать и писать, чтобы не чувствовать себя дискомфортно в новых школьных условиях.

ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

Роль такого рода готовность к школе преувеличивается многими родителями, рассматривающими эту готовность как обучение навыками письма, чтения, счета. Из-за этого возникает множество ошибочных убеждений у родителей по отношению к готовности к школе.

В то же время обретение дошкольником этих навыков не является главным условием для последующего школьного обучения, хотя начальный уровень в их овладении должен присутствовать. Главным же является определенное психологическое развитие, заключающееся в развитости произвольного внимания, памяти, мыслительной деятельности т.е. функциональное развитие ребенка, позволяющее выполнять необходимые учебные действия.

Для этого необходимо развивать у детей необходимое знаково-символическое мышление, позволяющее овладевать в последующем теми или иными алгоритмами умственной деятельности.

Следует иметь в виду, что именно от развитости знаково-символического мышления детей зависит выстраивание дальнейших перспектив успешной учебной деятельности. Акцент в обучении на механическую память ребенка не всегда бывает успешным в обучении т.к. далеко не все дети обладают такой памятью.

Здесь может помочь игровой подход. То или иное осваиваемое познавательное содержание (слова, обозначения, символы и т.д.) могут легче восприниматься ребенком, способствуя непроизвольному запоминанию фрагментов или целостных текстов.

Познавательные игры кроме того развивают не только память, но и внимание, организованность в учебно-познавательной деятельности. Формируются навыки обобщения материала, усваиваются важные понятия, развивается логическое мышление.

ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Без этой готовности ребенок не сможет полноценно адаптироваться к школе. Дети должны не только выполнять требования окружающей социальной среды, но и быть способными заставить себя слушать учебный материал, вникать в в предлагаемый учебный материал. Собственные побуждения, желания, не относящиеся к учебной деятельности ребенок должен научиться оставлять за стенами школы. Эту способность можно развивать и в домашних условиях с помощью самих родителей, внешкольных педагогов. Дети при этом должны по возможности научиться повторять требования взрослых, чтобы взрослые убедились в том, что дети их поняли правильно.

Ребенка необходимо просить объяснять собственные учебные действия, причем желательно разными способами. Если ребенок имеет множество заданий, то желательно выстраивать их в определенную последовательность через соответствующие схемы последовательности действий, вспомогательные рисунки.

Хорошо себя зарекомендовали себя графические диктанты, помогающие детям рисовать те или иные фигуры в определенной последовательности. Практикуется также такое учебное задание как подчеркивание или вычеркивание отдельных букв, геометрических фигур в текстовом материале.

Так развивается внимание, умение сосредотачиваться на учебных заданиях, умение заставить себя трудиться.

Среди важных умений выделяют также различение цвета, формы, различных фигур. Ребенка учат умению пользоваться карандашом, а также умению отвечать на вопросы о причинно-следственных связях и решению простых логических задач.

В 6-летнем возрасте в рамках подготовки к школе у детей должны сформироваться простейшие математические представления, которые включают в себя умение определять пространственное расположение различных предметов, оперировать пространственными представлениями при наблюдении за различными предметами, объектами.

Ребенок должен различать основные геометрические фигуры, сравнивать их по величине. Необходимо также владеть десятичной системой счета применительно к различным количествам предметов. Эти навыки могут осваиваться в процессе домашних бытовых занятий, например, при вовлечении ребенка в накрытие стола (считаем количество столовых приборов, фиксируем их местоположение и т.д.).

Обучение счету и письму также будет эффективным, если он при этом овладел навыком сосредоточенности на одном занятии не менее 10-15 минут.

Желательно также развивать у ребенка навыки самообслуживания, которые могут помочь ребенку самоорганизовываться в процессе учебной деятельности.

Важным в подготовке к школе является развитие скоординированности движений пальцев и кистей, не менее важны координация всех конечностей в сочетании с различением пространственного расположения предметов.

Среди занятий, развивающих координацию важны рисование, штрихование, раскрашивание. Также полезны упражнения на застегивание и расстегивание пуговиц, молний, работа по завязыванию и развязыванию узелков, шнурков и т.д.

Существенным вспомогательным средством подготовки ребенка к школе является обучение его выполнять те или иные задание на основе инструкций. Сам ребенок часто не может самостоятельно запомнить последовательность тех или иных действий. Поэтому настойчивое возвращение ребенка к инструкции может постепенно сформировать определенный автоматизм учебных действий. При этом надо учитывать и физическое самочувствие ребенка, его утомляемость, состояние здоровья и т.д. Желательно эти занятия проводить в игровой форме.

Особая задача – формирование у ребенка навыков взаимодействия и общения в школьном коллективе, умение выстраивать позитивные взаимоотношения со сверстниками, навыки самооценки и самоанализа в различных поведенческих ситуациях.

Также необходимо следить за состоянием здоровья ребенка, чтобы обеспечить его полноценное учение в школе. Поэтому желательны систематические занятия физкультурой, различными физическими упражнениями.

Желательно также своевременное обращение к логопеду, если наблюдаются очевидные нарушения в речевой деятельности ребенка. Неисправленные речевые дефекты не способствуют овладению грамотой, не позволяют развивать фонетический слух, препятствуют общему интеллектуальному развитию.

Для успешного обучения важными являются также навыки общения. Среди этих навыков выделяют следующие:

- навык внимательного слушания собеседника;

- умение не перебивать собеседника, овладение навыками вежливой речи;

- формирование правильной речи, не засоренной грубыми словами, невежливыми обращениями.

Много полезной информации для подготовки к школе можно получить из наблюдений за игровой деятельностью детей.

Важно отметить, что подготовка детей к школе эффективна с помощью родителей. Поэтому родители должны интересоваться качествами своего ребенка, необходимыми для подготовки к школе. Это в свою очередь предполагает соблюдение некоторых правил:

- игровые занятия проводятся с участием родителей;

- занятия должны проводиться систематически продолжительностью не менее 10-15 минут в день;

- обучение должно осуществлять от простых задач ко все более сложным, соблюдая необходимую постепенность и поэтапность в учебной деятельности;

- вовремя одобрять успешные действия ребенка и предлагать ему различные варианты успешного решения одной и той же задачи;

- старайтесь не демонстрировать ребенку особую значимость того или иного игрового занятия, чтобы не отпугнуть ребенка от участия в игре;

- создавать предварительно положительную эмоциональную атмосферу игровых занятий.

Старайтесь развивать у ребенка наблюдательность, интерес к окружающему миру, расширяйте его культурный кругозор.