Северный административный округ

Проект «Новые образовательные возможности Музея музыкальной культуры и истории Центра «Радость»

Городской конкурс

«ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

Номинация: «Музейная инициатива»

ПРОЕКТ

«Новые образовательные возможности

Музея музыкальной культуры и истории Центра «Радость»

Проект «Новые образовательные возможности Музея музыкальной культуры и истории Центра «Радость» предполагает развитие образовательного музея крупнейшей в Москве организации массового музыкально-эстетического дополнительного образования как постоянно действующей интерактивной площадки знакомства школьников с национальными музыкальными традициями разных стран мира.

Музей истории Центра «Радость» действует более 35 лет, музеефицируя и документируя памятные события из жизни творческих коллективов «Радости»: детских и юношеских хоровых коллективов, оркестра русских народных инструментов, фольклорных ансамблей. Последние 5 лет, по решению руководителя ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость» заслуженной артистки России Татьяны Ждановой, на базе музея проходят просветительские занятия для школьников Москвы, знакомящие их с гастрольными впечатлениями коллективов Центра «Радость» от встречи с культурными традициями разных стран, со своеобразием их национальных художественных традиций. Отдельные экспозиции в музее посвящены экспонатам из Италии, Германии, Австрии, Франции, Польши, Китая и многих других государств.

Необходимостью расширять эрудицию школьников в области мировой художественной культуры, формировать метапредметные представления о единстве музыки, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, реализовывать эффективные конвергентные технологии в области общего и дополнительного образования обусловлена актуальность настоящего проекта.

Реализация проекта позволит знакомить широкий круг детей и подростков с шедеврами классической и народной музыки разных стран, с синкретичными жанрами оперы, балета, вокально-симфонических произведений, развивать у школьников художественное воображение, музыкально-познавательные способности.

Проект «Новые образовательные возможности Музея музыкальной культуры и истории Центра «Радость», развивающий культурно-просветительское направление в деятельности музея разработан руководителем Музея музыкальной культуры и истории Центра «Радость» Ольгой Евгеньевной Афониной.

Цель проекта – развитие культурологических компетенций учащихся младшего и среднего школьного возраста, формирование их культурного и гражданского самосознания и развитие творческих интересов в области искусства через погружение в интерактивную музейную среду, богатую разнообразными артефактами, мультимедийными материалами, представляющими разные традиции отечественной и мировой музыкальной и художественной культуры.

Задачи проекта:

- сформировать понятия о художественно-исторической эпохе, стиле и направлениях в архитектуре и музыке;

- познакомить учащихся с историей европейской художественной и музыкальной культуры;

- познакомить учащихся с историей русской художественной и музыкальной культуры;

- показать учащимся связь и преемственность традиций художественной, в частности, музыкальной культуры от средних веков до наших дней;

- используя интерактивные технологии мотивировать детей на дальнейшее изучение музыкальной культуры, архитектуры различных стран мира;

- формирование у учащихся начального опыта исследовательской деятельности: сравнения, сопоставления образцов музыкальной культуры России и других стран мира, а также обобщения художественных впечатлений;

- формирование у учащихся начальных знаний и умений в области художественно-проектной деятельности;

- формирование у учащихся интереса к музейной деятельности;

- формирование представления учащихся о музее как о «живой», развивающейся, использующей современные технологии структуре.

Содержание проекта:

С 1980 года музей существовал как Музей истории Центра, в 2015 году возникло новое название. И с этого момента разрабатывается цикл интерактивных занятий в музее, направленных на ознакомление с музыкальной культурой, архитектурой различных стран. Основой музейной экспозиции являются документальные материалы и памятные награды, отражающие активную концертную и гастрольную жизнь творческих коллективов Центра. Использование музейных экспонатов сочетается с обзорами национальных музыкальных традиций. С этой целью с 2015 года в музее разрабатывается и проводится цикл интерактивных занятий, соединяющих два вида искусства – архитектуру и музыку, где учащиеся знакомятся с архитектурными особенностями католических и православных храмов и с музыкой тех стран, где они построены.

В 2017-2018 учебном году в музее разрабатывается и проводится цикл интерактивных занятий, который знакомит детей со сложной академической музыкой, которая легко усваивается благодаря сказочным сюжетам, и использованию музейных архивов и экспонатов.

Структура содержания интерактивных занятий Проекта:

Культурные традиции западно-европейских стран:

  1. Архитектура – музыка, застывшая в камне (Собор святого Марка в Венеции);
  2. Гармонические загадки Собора Парижской Богоматери (Собор Нотр Дам де Пари);
  3. Дворец каталонской музыки и архитектурные чудеса Барселоны (Гауди и дворец каталонской музыки в Барселоне);
  4. Орган Кельнского собора – слава музыкальной Европы (Кельнский собор);
  5. Карнавал животных или Музыкальная фантазия на зоологическую тему (по мотивам сюиты К. Сен-Санса).

Культурные традиции на Руси от древних времен до наших дней:

  1. Белокаменные соборы Новгорода, Владимира и Суздаля: колыбель древнерусской духовной музыки;
  2. Музыка Московского Кремля;
  3. Парадный Петербург: музыка дворцов и площадей северной Венеции;
  4. Храм Христа Спасителя на скрещении эпох: русская духовная музыка в наши дни;
  5. Музыкальное путешествие в мир сказок (музыкальные образы Бабы-Яги, Гнома, Жар-птицы, Кощея бессмертного, Ивана-царевича, водяного);
  6. Чарующие звуки Лукоморья (сказки А.С. Пушкина в операх М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»);
  7. Фуэте для Золушки и Спящей красавицы (балеты П.И. Чайковского «Спящая красавица» и С.С. Прокофьева «Золушка»);
  8. Волшебный орех или Приключения в новогоднюю ночь (балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»);
  9. Снегурочка: радость и грусть весенней сказки (опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», балет П.И. Чайковского «Снегурочка»);
  10. Музыкальная сказка на русской ярмарке (балеты И.Ф. Стравинского «Жар-птица» и «Петрушка»);
  11. О добре и справедливости языком танца: приключения мальчика-луковки и его друзей (балет К.А. Хачатуряна «Чиполлино»).

Для раскрытия темы проекта представлено два интерактивных занятия: «Архитектура - музыка, застывшая в камне» и «Чарующие звуки Лукоморья». Первое занятие рассказывает об Италии, как о стране – колыбели западно-европейского искусства и раскрывает тему на примере Собора Сан Марко в Венеции. На втором занятии обсуждалось творчество А.С. Пушкина в операх М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». По окончании занятия «Чарующие звуки Лукоморья» детям было задано творческое задание – сделать поделку, передав впечатление от музыкальных произведений, из которых впоследствии возникла одноименная выставка творческих работ, были вручены дипломы и распределены призовые места.

Социальная значимость проекта выражается в том, что интерактивные занятия призваны послужить толчком к последующему более заинтересованному и эмоционально открытому восприятию учащимися культурного наследия прошлого и настоящего, формированию интереса к посещению художественных галерей, музыкальных театров, расширению кругозора и воспитанию художественного вкуса.

А также к формированию самостоятельного интереса для просмотра музыкальных спектаклей в театре, концертных залах, знакомству с картинами художников в музеях, чтению сказок и поиску информации в интернет ресурсах.

В 2017-2018 учебном году Проект расширил свои границы, и эти занятия сейчас проводятся не только в Музее Центра, но и в общеобразовательных школах для учеников начальных классов. В этом выражена социальная значимость проекта и отображены возможности практической реализации.

Творческий замысел выражен в подготовке мультимедийной презентации к каждому занятию, в творческих заданиях, которые выполняют учащиеся.

Главную идею данного проекта можно реализовать с целью расширения образовательных и воспитательных возможностей учащихся в музее любого профиля в различных учебных заведениях.